Рефрижераторы: виды и характеристики

Главная \ Статьи \ Рефрижераторы: виды и характеристики

Рефрижератор — это специализированный транспортный автомобиль, предназначенный для перевозки грузов, требующих поддержания определённого температурного режима. В таких машинах устанавливаются системы охлаждения (реже — обогрева), обеспечивающие необходимый климат. Помимо автомобильных вариантов, существуют также рефрижераторные вагоны, морские суда и контейнеры.

Рефрижератор: назначение, принцип работы и выбор техники
 

Для каких грузов предназначена техника

  • Продукты питания. Включают скоропортящиеся товары — мясо, рыбу, молочную продукцию, фрукты и овощи, замороженные изделия и кондитерские продукты, которым необходима сохранность вкуса и структуры.
  • Цветы и растения. Для свежести срезанных цветов, саженцев и флористических композиций жизненно важен контроль температуры при транспортировке.
  • Фармацевтика, косметика, лабораторные материалы. Вакцины, инъекции и отдельные лекарства требуют строгого температурного контроля. Также определённые виды косметики и химреагенты нуждаются в особом режиме хранения.

Принцип работы

Система рефрижератора включает компрессор, конденсатор и испаритель, что аналогично принципу работы кондиционера. Компрессор сжимает хладагент, конденсатор охлаждает его до жидкого состояния, затем испаритель превращает его обратно в газ, при этом поглощается тепло из воздуха в кузове. Охлаждённый воздух циркулирует внутри, поддерживая стабильную температуру.
Для снижения теплопотерь корпус изолируется пенопластом, полиуретаном или пенополистиролом. Встроенные датчики и автоматическая система управления контролируют и регулируют температуру.
Важно не путать рефрижераторы с изотермическими фургонами: последние лишь сохраняют температуру заданного уровня (например, с помощью сухого льда) и не имеют активной системы охлаждения или обогрева.

Виды и технические характеристики

По типу транспортного средства

  • Ж/д вагоны-рефрижераторы с холодильными агрегатами.
  • Автомобильные фургоны и полуприцепы с холодильной установкой.
  • Морские/контейнерные рефрижераторы для мультимодальной перевозки.

По температурному режиму

  • Класс A: 0…+12 °C — свежие продукты.
  • Класс B: −10…+12 °C — охлаждённые и замороженные товары.
  • Класс C: −20…+12 °C — глубоко замороженные продукты.
  • Класс D: −20…0 °C — только замораживание.
  • Класс E: до −20 °C — мороженое и др.
  • Класс F: до −30 °C — фармацевтика, химия.

По месту установки установки

  • Встроенные холодильные блоки в кузов автомобиля.
  • Навесные установки на кузове (легко демонтируются).
  • Модульные контейнеры-рефрижераторы, устанавливаемые на шасси или транспортные средства.

По грузоподъёмности

  • Малотоннажные (до ~3 тонн) — городские доставки.
  • Среднетоннажные (3–10 тонн) — межрегиональные маршруты.
  • Крупнотоннажные (10–20 тонн и более) — международные перевозки.

По источнику питания холодильной установки

  • Автономные: собственный двигатель холодильного блока.
  • Энергозависимые: питаются от двигателя транспортного средства.
  • Электрические: аккумуляторное питание или внешняя сеть.

Критерии выбора

  • Диапазон температур: важно соответствие режиму груза — даже отклонение на +3 °C может привести к порче до ~20 % продукции.
  • Объём и грузоподъёмность: подбираются под плотность и массу груза, расстояние перевозки.
  • Климатические условия: для жарких регионов или международных маршрутов требуется усиленная теплоизоляция и мощная холодильная установка.
  • Эксплуатационные расходы: автономные холодильные блоки имеют повышенный расход топлива; электрические варианты могут снизить затраты до 15–20 %.
  • Уровень теплоизоляции: оптимальная толщина изоляции для замороженных грузов — от 60 до 100 мм.

Таким образом, рефрижератор — это ключевой элемент цепочки холодовой логистики, позволяющий обеспечивать сохранность температурно-чувствительных товаров. Правильно подобранный режим, вид оборудования и условия эксплуатации обеспечивают качество доставки и минимизируют потери.